КРИТИЧНЕ МИСЛЕННЯ

Посібник PISA з читацької грамотності.

    Видання призначене для учителів, учених-педагогів, методистів. Нагадаємо, тестування рівня освіти PISA у 2018 року включатиме розділ “глобальна компетентність”, Який перевірятиме уміння учнів зрозуміти та оцінити різні погляди на світ.
   Здатність виявити будь-які види інформації, знайти доступ до них, зрозуміти їх та осмислити становить невід’ємну ознаку знання, якщо йдеться про здатність людини брати повноцінну участь у житті нинішнього суспільства, яке базується на знанні. Високий рівень читацької грамотності є не лише основою для успіхів в інших галузях і напрямах освіти, але й передумовою для плідної участі в більшості сфер дорослого життя  .
Завантажити посібник за цим посиланням

Крок за рамки: як зацікавити дітей візуальним мистецтвом

Як долучити дітей до мистецтва в наш час інформаційного шуму, коли чимало підлітків упевнені, що Бетховен — це той, хто написав відомий рінгтон, а «Мону Лізу» бачили як принт на сумочці? Про те, як допомогти дитині відчувати мистецтво, розповідає методист Новопечерської школи Інна Большакова. Зараз вона навчає методики «входження в картину» 50 майбутніх тренерів Нової української школи.

Ерудиція чи креатив


Тримати інтригу


Правильні запитання

Повторювати за дитиною

Навчити вчителя

Книга: Психология критического мышления

Многие люди скорее умрут, чем начнут думать. И умирают, так и не начав.
Бертран Рассел (цит. по: MacMillan Publishers, 1989)
«Подумай об этом!» Сколько раз вы слышали эти слова или говорили их себе? Оглянитесь вокруг. Посмотрите на ученика, решающего математическую задачу, на программиста, занимающегося отладкой компьютерной программы, или на политика, доказывающего, что Стратегическая Оборонная Инициатива себя не оправдывает. Посмотрите на ребенка, увлеченного какой-то сказкой, на архитектора, проектирующего небоскреб, или на пожилого человека, рассчитывающего, как ему прожить на свою пенсию. Почему их лица кажутся такими серьезными, такими озадаченными? Все они «погружены в размышления». Однако слово «погружены», думается, не совсем точно описывает процесс мышления - возможно, сказать: «ищут в размышлении знаний» было бы правильней.
    Эта книга - о мышлении и знании и о связи между ними. Имеется в виду такое мышление, которое позволяет нам использовать ранее приобретенные знания, чтобы создавать новые знания. Все, что известно нам, и все, что известно всем людям - т.е. все существующие знания - было кем-то создано. Когда мы изучаем Евклидову геометрию, мы используем знания, созданные великим математиком Евклидом. Точно так же все прочие выдающиеся открытия и изобретения, такие как колесо, обувь, видеоигры, туалетная бумага, формула Е=тс 2и «открытие Америки», являются знанием, созданным людьми. Знание - не статично. Оно не может быть передано от человека к человеку, подобно тому, как мы переливаем воду из сосуда в сосуд. Оно динамично. Разумеется, наивно думать, что мы все должны начинать с нуля и вновь изобретать колесо. Мы опираемся на знания, созданные кем-то, чтобы создавать новые знания.
  Мышлениеэто разговор души с самой собой.
  «Думатьэто когда в голове появляется картинка, а звук в это время выключен».
Мышление и память тесно связаны,
ибо мышление опирается на
прошлый жизненный опыт.
Норман (Norman, 1988, р. 115)

Искусство запоминаниято же, что искусство мышления наши сознательные усилия должны сводиться главным образом не к тому, чтобызапечатлеть илисохранить (знание), а к тому, чтобысвязать его с чем-то, нам уже известным
Уильям Джемс (James, 1890)
Стереотип - это когнитивная реакция на действия другого человека, основанная на отнесении его к какой-то категории.
Фиск (Fiske, 1993, р. 623)
Общениеэто прежде всего упражнение в мышлении.
Питт и Ливенуорт (Pitt amp; Leavenworth, 1968, p. VIII)
По-видимому, языкэто просто внешняя оболочка человеческих мыслей.
Миллер
(Miller, 1972, р. 43)
Вертикальное мышление связано с копанием ямы в глубину. Латеральное мышление связано с копанием ямы в каком-то другом месте
Де Боно (DeBono, 1977, р. 195)
Человеческий разум воспринимает новую идею так же, как организм воспринимает незнакомый белок, - отвергает.
П. И. Медавар (Цит. по. Byrne, 1988, р. 16)
Творческое мышление инновативно, рискованно и бесстрашно
Kneller (1965, р. 6)
Люди с новыми идеями считаются сумасшедшими, пока идеи не воплотят в жизнь.
Марк Твен
Творчествоэто загадка, парадокс; некоторые говорят, что этотайна.
Маргарет А. Боден (Boden, 1990, р. VII)
Открытие состоит в том, чтобы, посмотрев на то, на что смотрят все, увидеть нечто другое.
Альберт Сент-Гиоргий (Нобелевский лауреат по медицине; цит. по: von Oech, 1983, p. 7)
Нация, пренебрегающая творческими идеями сегодня, завтра падет лицом в грязь.
Фред Хойл

Контрольный список творческих идей

В одном из исследований, посвященных изучению эффективности применения списков для стимулирования творческого мышления, Дэвис и Роветон (Davis amp; Roweton, 1968) выдали студентам приведенный ниже перечень, озаглавленный как “Помощь при размышлениях об изменении физического состояния”:
А. Прибавить или отнять что-нибудь.
Б. Изменить цвет.
В. Изменить материал.
Г. Поменять местами части.
Д. Изменить форму.
Е. Изменить размер.
Ж. Изменить внешний вид.

Плюс-минус-интересно


Плюс-минус-интересно(ПМИ) - это план начала процесса решения задачи, предложенный де Боно (DeBono, 1976). Когда вы ищете решение трудной задачи, единственное, что можно сделать, это перечислить все, что известно о задаче, и все вероятные ее решения (даже нереальные), а затем рассмотреть каждое - что в нем хорошо, что - плохо и что делает его интересным. Идея этого метода состоит в том, что тщательное рассмотрение отдельных компонентов задачи, сопровождаемое подчеркиванием положительных сторон и устранением отрицательных, может помочь человеку найти новые решения. То, что попало в категорию «интересно», несомненно, еще раз привлечет внимание человека и в результате приведет к рассмотрению новых альтернатив. По сути, такой метод также представляет из себя план поиска информации, необходимой для решения, и, как все подобные стратегии, ведет к изучению сетей знаний.
1. Творчество (креативность) являет собой бинарно организованное понятие, в котором объединяются необычное или уникальное и качественное или полезное. Но это понятие субъективное; каждый человек сам решает, что он считает творчеством, а что нет.
2. Эдвард де Боно подразделил мышление на вертикальное и латеральное. Вертикальное мышление логично и прямолинейно; в то время как латеральное мышление - это способ рассуждения «вокруг» задачи.
3. В психологии растет популярность мнения, что творческие личности не слишком сильно отличаются от всех нас. У всех нас есть способности к творчеству.
4. С практической стороны творческий процесс состоит в поисках новых путей постановки задачи и в отборе нужной информации.
5. Творчество было описано как смесь чувствительности, синергии и интуиции. Это выглядит так, как будто счастливая случайность соединила разнородные понятия для человека, чувствительного к их соединению.
6. Творчество можно рассматривать как когнитивный процесс, в котором используется информация, хранящаяся в памяти и выходящая за рамки личного опыта. Когнитивные психологи описывают этот процесс как расширение активации сетей знания с повторяющимися циклами генерирования и исследования.
7. Хотя бытует мнение, что люди с высоким IQв общем более склонны к творчеству, на самом деле для творчества необходим вполне определенный, не очень высокий уровень интеллекта.
8. Часто творчество строится на аналогии, т. е. решение адаптируется из другой области знания.
9. Творческие личности отличаются большей самомотивацией, толерантны, терпимы к неопределенности и склонны рисковать.
10. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.
11. Мы представили несколько стратегий, развивающих творческое мышление. Мозговой штурм опирается на убеждение, что если у человека много идей, то среди них всегда найдутся подходящие. Каждый пункт контрольного списка творческих идей может способствовать тому, что блеснет огонек творчества. В связующем алгоритме Кровица, для того чтобы прийти к решению, используется изменение связей между составными частями задачи. Стратегия «плюс-минус-интересно» порождает новые решения, принуждая человека исследовать различные стороны задачи. Аналогии и метафоры наводят нас на сходства и различия, которые могут быть важными при решении. Визуальное мышление применяется во многих видах творчества - особенно в искусстве и науке.
12. Все стратегии, направленные на повышение творческого потенциала, включают поиск в сетях знания человека - для того, чтобы можно было совместить отдаленные идеи, провести аналогии с разными областями знания и сделать доступной информацию, хранящуюся в памяти.
Думать - это как любить и умирать.
Каждый должен делать это сам.
Неизвестный автор
Халперн, Д. Психология критического мышления [Электронный ресурс]. – Режим доступу:

Критическое мышление: Что необходимо каждому для выживания в быстро меняющемся мире

Р.У. Поль

Лишь доведя навыки наблюдения и рассуждения до мастерства, мы будем способны четко видеть значимые сходства и различия. 
Мыслить критически значит уметь отличать уместные в данной ситуации факты от неуместных.
Мыслящие критически способны точно определять, когда аргументы или взгляды противоречат друг другу, отличая при этом противоречивые конструкции от потенциально совместимых верований; при данном анализе особое внимание уделяется конфликтующим взглядам.

Критическое слушание: Искусство молчаливого диалога

мы должны научиться слушать активно и критически. Мы должны признать, что слушание является искусством, включающим умения, которые мы можем развить только со временем и только благодаря практике. Мы должны, например, понять, что, чтобы слушать и при этом учиться чему-то, нам необходимо научиться задавать ключевые вопросы, которые позволят проникнуть в мысли другого и разместиться там. Мы должны практиковаться в задавании вопросов примерно такого рода: «Я не уверен, что я понял Вас, когда Вы сказали…, не могли бы Вы объяснить это подробнее?», «Не могли бы Вы привести пример или проиллюстрировать это?», «Не хотели бы Вы чего-нибудь добавить…?» «Дайте знать, если я понял Вас. Вы говорите, что… Это правда?» «Как бы Вы ответили на это возражение?». Читающие критически задают вопросы по поводу того, что они читают и используют эти вопросы, чтобы сориентироваться в словах автора. Слушающие критически задают вопросы по поводу того, что они слушают и используют эти вопросы, чтобы сориентироваться в непосредственных словах говорящего: Почему она говорит это? Какие примеры мог бы я привести, чтобы проиллюстрировать эту точку зрения? В чем суть? Какое эта деталь имеет отношение к проблеме? Она использует слово так же, как бы это сделал я, или несколько по-другому? Эти, требующие высокой квалификации и активности навыки, обязательны для освоения. Мы должны увеличить понимание и применение этих навыков студентами настолько, насколько это возможно.

Сократово выспрашивание

ВОПРОСЫ ПРОЯСНЕНИЯ (УТОЧНЕНИЯ)

  • Что ты подразумеваешь под ________?
  • Мог бы ты привести мне пример?
  • Каков твой главный главный пункт (главная важная мысль, позиция)?
  • Могло бы это быть примером: ________?
  • Как ______ относится к ________?
  • Мог бы ты объяснить это подробнее?
  • Мог бы ты объяснить (выразить) это несколько иначе?
  • Мог бы ты сказать об этом несколько больше?
  • Твой основной пункт (позиция) ______ или ______?
  • Почему ты говоришь (именно) так?
  • Что, как ты думаешь, является здесь главной проблемой (темой)?
  • Дай подумать, понимаю ли я тебя; ты подразумеваешь ________ или ________?
  • Как это касается нашего обсуждения (проблемы, спорного вопроса, темы)?
  • Как ты думаешь, что подразумевал Джон под своим замечанием?
  • Что ты понял из сказанного Джоном?
  • Джейн, ты могла бы вкратце своими словами подвести итог тому, что сказал Ричард? … Ричард, это то, что ты имел в виду?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОПУЩЕНИЙ

  • В чём состоят твои допущения?
  • В чём состоят допущения Карен?
  • Какие допущения (предположения) мы могли бы предложить вместо этого?
  • Ты, кажется, предполагаешь ________. Я правильно тебя понимаю?
  • Все твои рассуждения базируются на идее, что ________.
  • Почему ты основал свои рассуждения на ________, а не на________?
  • Кажется, ты используешь допущение (предположение). Как бы ты обосновал принятие этого на веру без доказательств (как само собой разумеющегося)?
  • Всегда ли дело обстоит (это происходит) именно так? Почему ты думаешь, что это допущение здесь применимо?
  • Зачем кому-то делать это предположение?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБОСНОВАНИЙ И ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

  • Что могло бы быть примером?
  • Действительно ли эти обоснования адекватны (пригодны, достаточны)?
  • Откуда ты это знаешь?
  • Почему ты сказал это?
  • Почему ты думаешь, что это истина?
  • Что привело тебя к этому верованию?
  • У тебя есть какое-нибудь доказательство для этого?
  • Как это применимо в данном случае?
  • Что меняется благодаря этому?
  • Что могло бы изменить твою точку зрения?
  • Какие есть у тебя основания сказать именно так?
  • Какая еще информация нам необходима?
  • Мог бы ты объяснить нам свои обоснования?
  • Но достоверны ли эти доказательства, чтобы поверить в это?
  • Есть ли основания поставить под сомнение это доказательство (свидетельство)?
  • Кто может знать, так ли это на самом деле?
  • Что бы ты сказал тому, кто сказал бы ________?
  • Кто-то еще может привести доказательство, чтобы поддержать данный ответ?
  • Благодаря каким обоснованиям ты пришёл к этому заключению?
  • Как бы мы могли выяснить, что это верно?

ВОПРОСЫ О ТОЧКАХ ЗРЕНИЯ ИЛИ РАКУРСАХ

  • Представляется, что ты рассматриваешь данную проблему под определённым ракурсом. Почему ты выбрал именно этот, а не иной ракурс?
  • Как ответили бы другие группы/типы людей? Почему? Что могло бы повлиять на них?
  • Как бы ты ответил, если бы тебе возразили?
  • О чем думает тот, кто полагает, что ________ ?
  • Может ли кто-то понять/ понял ли это как-то иначе?
  • Что сказал бы тот, кто не согласен с тобой?
  • Какова альтернатива?
  • Насколько схожи идеи Кена и Роксаны? Отличаются?

ВОПРОСЫ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЫВОДОВ И СЛЕДСТВИЙ

  • Что ты подразумеваешь под этим?
  • Когда ты говоришь ________, ты подразумеваешь ________?
  • Но если бы это случилось, что еще произошло бы в итоге? Почему?
  • К какому результату это привело бы?
  • Это событие обязательно случилось бы или существует только вероятно?
  • Какова альтернатива?
  • Если это и это верно, то что еще также должно быть истинно?
  • Как быть с тем, если мы скажем, что это неэтично?

ВОПРОСЫ О ВОПРОСЕ

  • Как мы можем выяснить это?
  • Действительно ли это та же самая проблема, что и ________?
  • Что подразумевает этот вопрос?
  • Как бы ________ определил проблему?
  • Поставил бы _______ вопрос по-другому?
  • Почему этот вопрос важен?
  • Как мог бы кто-то решить этот вопрос?
  • Можем ли мы вообще опустить этот вопрос?
  • Ясен ли этот вопрос? Понимаем ли мы его?
  • Легко или трудно ответить на этот вопрос? Почему?
  • Требует ли этот вопрос того, чтобы мы оценили что-то?
  • Мы все согласны, что это составляет содержание вопроса?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, на какие вопросы мы должны ответить в первую очередь?
  • Я не уверен, что понимаю, как ты интерпретируешь главный вопрос …
Чтобы эффективно участвовать в сократическом выспрашивании, необходимо:
  • слушать внимательно, что говорят другие
  • серьезно относится к тому, что они говорят
  • искать обоснования и доказательства
  • распознавать и размышлять над допущениями
  • выявлять выводы и следствия
  • искать примеры, аналогии и возражения
  • стремиться отличить то, что человек знает, от того, во что он просто верит
  • стремиться эмпатически воспринять ракурсы или точки зрения других
  • быть начеку для несогласованностей, неопределенности и других возможных проблем в мышлении
  • смотреть вглубь вещей (смотреть глубже поверхностного образа вещей)
  • поддерживать здоровое чувство скептицизма
  • быть готовым доброжелательно играть роль «адвоката дьявола»

  • Эгоцентричность — это подмена реальности непосредственным восприятием. Она проявляет себя как неспособность или нежелание рассмотреть точки зрения других и принять идеи или факты, которые могут вступить в противоречие с удовлетворением собственных желаний. В крайней степени, она характеризуется потребностью быть правым во всем, недостатком интереса к последовательности и ясности, «все или ничто»-отношением («Я прав на 100%; Вы стопроцентно неправы»), а также недостатком самокритики в отношении собственных мыслительных процессов. Эгоцентричный индивид в большей степени сосредоточен на поисках правды и справедливости, чем на стремлении самому быть честным и справедливым. Эгоцентричность — противоположность критического мышления.

  • Понимание себя — это первый шаг к самоконтролю и самосовершенствованию. Для самопонимания необходимо, чтобы мы осознавали наши чувства и эмоции относительно наших мыслей, идей, и интерпретаций мира.
  • Мыслящие справедливо принимают во внимание интересы каждого, если они (интересы) воздействуют на саму проблему или на выдвижение её решений. Они больше стремятся обнаружить лучшее решение, чем собственно добиться поставленной цели. Они подходят к решению проблем реалистично.

  • Дидактичні стратегії критичного читання

Немає коментарів:

Дописати коментар